logo

 :: игра с пристрастием :: c.III - т.2

cl(o)se

eg(o) :: n(o)te :: g(o)ld :: p(o)st :: w(o)rk

 

book forum mail

close
 
 

Доброго всем дня и начала недели!

По сравнению с первым туром материалу отнюдь не убавилось. Уж не знаю, тема ли оказалась близка, или участников разобрал азарт - шесть «двушек» от пяти авторов. Это много или мало? Все идут почти в одной весовой категории, поэтому будет непросто выделить победителя. И тем не менее выберем лучших среди лучших.
На мой взгляд, написать продолжение трехстишия двумя строками несколько труднее. Почему? Здесь я вижу трехстишие как молнию во время грозы. Двустишие дополняет его так, как звук грома дополнил бы взблеск молнии - немного погодя, как бы выдержав паузу, с нужной силой и раскатом, в тон. Так молния и гром воспринимаются мною как что-то единое, в чем все же можно увидеть и первое, и второе.

твой отрицательный ответ
долетает без не
           Фагот

Это двустишие я нахожу немного диссонирующим в качестве продолжения к Post'овскому трехстишию. Оно слишком резко переходит от "утреннего тумана" к "отрицательному ответу", а также выглядит категоричным в выражении эмоций На мой взгляд, тема не продолжается, а ломается. Эти две строки хорошо смотрятся стоящими отдельно.
Идем дальше:

В сказанном слове
Слышу рассвет
          Cat

Очень неплохое лаконичное двустишие. Здесь нет ничего лишнего… За исключением одного - утра. Мы уже видели утро в трехстишии, мы знаем о нем, мы его уже представляем, когда видим утренний туман, и тут оно в продолжении упоминается опять - рассвет. Если сложить их в одно пятистишие, обе его части будут повторять друг друга (попробуйте сложить и посмотрите сами).Два продолжения от toad:

с паром над чашкой чая
тают картинки из снов

слышен каждый плеск весла:
час пляжника впереди

Первое лучше в качестве продолжения, оно продолжает образ трехстишия, не повторяясь прямым описанием утра. Второе же больше расширяет картину от трехстишия, делая кадр панорамным. Первый вариант изящнее - в нем нет ни слова об утре, но оно чувствуется, оно ассоциативно привязано к трехстишию и прекрасно его продолжает.

Вплотную к нему идет "двушка" Cue:

на вчерашнем покосе
спряталась ночь за стогом

В отличие от toad, автор не пошел по пути ассоциативной связи, а продолжил тему утра в русле пейзажа. Уже есть берег, утренний туман, и стоит только, поеживаясь, оторвать взгляд от воды, чтобы увидеть стоящий на берегу стог сена Хоть всего две строки, мы сразу ощутим очень много. Это и покос, а рядом деревня, и утро летом, совсем раннее, когда еще видны куски ночи. Целая миниатюра.

на мосту пробка - кто-то
слишком спешил прожить день
                   ДДМ

Эта двушка очень резко переходит от тихого утреннего пейзажа к утреннему только что разбуженному, но уже окровавленному городу. Ведь раз пробка, значит много машин, спешащих поутру, и значит, это далеко не тихая провинция с камышами и туманом над водой и не окраина. Как продолжение она дисгармонирует картину, переходя к элементам урбанистичным. Однако это трехстишие мне понравилось. Не опечатался ли я? Вовсе нет. Надеюсь, автор великодушно простит мне последующие манипуляции с его творением, раз уж идет открытое обсуждение. Итак… Первая строка показалась мне чуть длиннее, чем хотелось бы видеть моему глазу и слышать моему уху (если, конечно, его прочесть вслух). И я, все еще будучи уверен, что передо мною двустишие, попробовал втихаря перенести часть первой строки во вторую. Получилось:

на мосту пробка -
кто-то слишком спешил прожить день

Первая строка стала очень приятной на вид, но вторая удлиннилась до безобразия. Я почувствовал, что в этих двух строках слишком много всего - и слов, и образов. И тогда я разделил и вторую строку следующим образом:

на мосту пробка -
кто-то слишком спешил
прожить день

Посмотрите, какое прекрасное трехстишие на самом деле скрывалось в двух строках! Здесь есть все - и начальный обрз моста с пробкой на дороге в первой строке, и скрытая печаль о том, как драматична может быть любая следующая минута нашего казалось бы выверенного от и до обычного рабочего дня, а, в сущности, и нашей жизни вцелом. Вторая строка совсем не спешит оповещать нас - кто-то слишком спешил (трагедии еще нет!). Третья же довершает дело печальным окончанием - это был последний день, последнее утро.
Последнее же, что я попытался сделать с этим трехстишием - добавил в третью строку одно слово. Получилось:

на мосту пробка -
кто-то слишком спешил
прожить (этот) день

В таком виде трехстишие приобретает ритмичность, свойственную хайку. Оно почти вписывается в классические рамки 5-7-5 (во второй строке шесть слогов, а не семь, но несмотря на это она выглядит гармонично). Впрочем, добавление слова в третью строку все же дело автора. Возможно, он найдет вариант гораздо изящнее моего или посчитает нужным вообще ничего не добавлять. Это, как говорится, IMHO.

Но, вернемся все же к нашей игре. "Двушки" Cue и toad, обсуждавшиеся мною выше, одинаково хороши. Для продолжения я выбираю

с паром над чашкой чая
тают картинки из снов
                  toad

Именно как продолжение ренга, а не только лишь отдельного трехстишия, ассоциативно связанное с предыдущими строками, оно будет более уместным. Спасибо всем за участие, удачи в следующих турах. Тема продолжается.

 
Navajo

Hosted by uCoz