logo

 :: игра с пристрастием :: c.VIII - т.4

cl(o)se

p(o)st :: g(o)ld :: eg(o) :: w(o)rk

 

mail

автор - Наталья Козловцева
 
 

Моё дело - разбирать присланные авторами работы, а не пытаться учить других, как следует делать то, чего я и сам не умею. Но вот одно старинное четверостишие, которым я хотел бы с Вами поделиться:

"Если б только не холод крайний,
 Замыкающий мне уста,
 Я бы людям сказала тайну:
 Середина любви пуста."

Такую загадку оставила нам Марина Цветаева в своих черновиках... Сколько красивых слов уже написано о любви на всех языках, но сумел ли кто проникнуть сквозь её чувственное обрамление в эту тайную середину?

А теперь рассмотрим имеющиеся на сегодняшний день варианты. Три попытки продолжения от Ослиной Лужайки:

себе
я вновь хозяин
но не сердцу

Как-то старомодно звучит и высокопарно, вы не находите? "Себе" - выделившись в отдельную строку, это слово неприятно ассоциируется с карточным поединком: "Себе - не вам, перебора не дам!" Нет, тут явный перебор!

потеряло смысл
слово
связующее нас

"Слово" во второй строке создаёт хороший зрительный образ связи. Но всё трёхстишие мне кажется уж слишком "литературным". Стоит ли так переживать из-за "пустых слов"?

не в след смотри
планета наша 
шар

Смысл раскрывается из второй строчки: вся планета принадлежит влюблённым, стоит только обойти её вокруг  и встретятся вновь. Такая гиперболизация не является новостью в любовной лирике, но в хайку это не очень убедительно. Кроме того, эти "ша-ша" звучат как-то угрожающе.

бликами на полу
лепестки черемухи 
к чему еще букет?
Ирэн

Первая строчка хорошо перекликается с рассветом из предыдущей строфы. О любви не сказано прямо, но рассыпанные по полу лепестки выглядят очень эротично и вместе с тем целомудренно. Последняя строчка передаёт очень редкое состояние: любовь без алчности. В этой работе есть и чувственная радость и какая-то тонкая грусть.

Три варианта от Yanki:

Погасли звезды 
Вспыхнули
Твои глаза

Первая строчка удачно подхватывает образ раннего утра. Вторая  заставляет звёзды мерцать, пульсировать. Третья резко меняет направление: ах, это не погасшие звёзды вспыхнули, это любимый проснулся и открыл глаза! Можно даже прочесть и так: когда любимый (любимая) открывает глаза  все звёзды тотчас меркнут. В любом случае, тут образ очень сильно гиперболизирован. От этого, мне думается, он почти утратил свою индивидуальность.

К чему слова? 
Признанье
Сорву поцелуем с губ

Первая строчка как будто призывает нас не увлекаться литературной стороной любви, но что мы имеем дальше?  Именно красивые слова, чисто литературный оборот! И для чего такой почёт слову "признанье"? Разве в этом всё дело?

кусочек сна подсмотрю,
поцеловав
спящие веки

Увы, в реальности такое невозможно, а значит  образ предельно субъективный. Так хочется поверить этой прекрасной сказке, но разочарование не заставит себя долго ждать. Мир грёз и фантазий опасен своими обольщеньями. Жаль, что об этом ничего не сказано в хайку.

Сторожат сон
Дрожащие ресницы.
Поправляю одеяло...
umzaum

Образ более реалистичный и трогательный, но почти банальный. Можно прочесть и так:
 Не размыкая век, натягиваю на себя одеяло и сплю дальше...
Не пора ли проснуться?

Старый мост.
Лучше видно реку,
меньше слов
Polay

Мост как образ соединения и традиционное место разлуки  хорошая находка для выражения любовной темы. Вторая строчка удачно перекликается со словом "светает" из предыдущей строфы, вместе с третьей строчкой создаёт настроение молчаливого созерцания. Мне видится такая картинка: двое на старом мосту встречают рассвет и молча смотрят на реку. Это и встреча и расставание одновременно. Работа мне очень нравится, но она как-то пропадает, становится почти неразличимой, перестаёт рассказывать о любви, если мы вынем её из контекста. И всё-таки, вглядимся в неё ещё один раз.

Продолжением игры становится работа Ирэн. Действительно, "букеты" и прочая атрибутика нам ни к чему, но давайте искать что-то иное...

©  в оформлении страницы использовано фото "Забытый на окне" c www.sight.ru. Автор фото  Наталья Козловцева.

Hosted by uCoz